За синими паспортами: иммиграция Великобритании и ЕС после Brexit

Какой цвет паспорта будет у граждан Великобритании после Brexit? Будет ли подписано дополнительное соглашение между некоторыми европейскими странами и Великобританией касательно свободно передвижениях своих граждан? Что будет с работникам и студентами после Brexit? На все это может ответить профессор британского университета.
За синими паспортами: иммиграция Великобритании и ЕС после Brexit

Профессор Steve Peers, Университет Эссекса, сообщает EU Law Analysis.

В последние несколько дней было много споров о намерении правительства Великобритании «вернуться» к синим британским паспортам после Brexit. К сожалению, были ложные заявления по обеим сторонам суждения: изменение паспортов будет стоить дополнительных денег (контракт должен был возобновиться в любом случае) и ЕС заставил Великобританию применять бордовый цвет (есть только неформальное разрешение по этому вопросу).

Некоторые предпочитают идею изменения цвета паспорта из-за Brexit, но проблема не в том, чтобы «насмехаться» над людьми, которые предпочли бы один цвет паспорта другому. Фактически, эстетически я предпочитаю свой прежний цвет паспорта в Великобритании (который был черным, а не синим). Но паспорт должен оцениваться не по цвету его обложки, а по содержанию прав, которые он предоставляет.

В этом свете, это хороший момент для пересмотра правил посещения и долгосрочной иммиграции в ЕС, которые, скорее всего, будут применяться к гражданам Великобритании после Brexit. Это обновление предыдущей должности с 2014 года по этому вопросу, за исключением того, что следует отметить, что, вероятно, будут отдельные правила для граждан Великобритании, которые уже проживают в странах ЕС27 в день Brexit - на основе соглашения о выходе, согласно частичному согласию в начале этого месяца. Я обсуждал эту частичную сделку отдельно, и поэтому я не буду здесь снова обсуждать эту категорию людей. Мое внимание сосредоточено на гражданах Великобритании, которые на данный момент в Великобритании (и у которых также нет гражданства страны ЕС27).

С самого начала есть несколько общих моментов. Во-первых, представляется вероятным, что переходный период будет согласован в рамках соглашения о выходе. Это вполне может означать, что закон о свободе передвижения в ЕС продолжается на короткий период дольше для применения между Великобританией и ЕС после Дня Brexit. К тем, кто передвигается в течение переходного периода, скорее всего, будут относиться так же, как к тем, кто переехал до Дня Brexit, хотя это еще не подтверждено.

Во-вторых, иммиграционное законодательство ЕС (под которым я имею в виду законы ЕС, которые в целом регулируют иммиграционный статус граждан, не входящих в ЕС) не распространяется на все государства-члены. В частности, правила, касающиеся краткосрочных виз и границ (и аспектов нерегулярной миграции), вытекающие из Шенгенского соглашения об открытых границах, не распространяются на Великобританию или Ирландию. Они относятся только к Румынии, Болгарии, Кипру и Хорватии (хотя эти государства должны присоединиться в будущем) и были распространены за пределами ЕС, а также шенгенским партнерам: Норвегии, Исландии, Лихтенштейна и Швейцарии. Правила, касающиеся долгосрочной юридической миграции и предоставления убежища, применяются ко всем государствам-членам, за исключением Ирландии и Дании, но не к каким-либо странам, не входящим в ЕС (кроме Дублинских правил, в отношении которых государство подает ходатайство о предоставлении убежища в отношении шенгенских партнеров).

Реально это означает, что иммиграция между Великобританией и Ирландией после Brexit напрямую не затрагивается ни одним из законов, обсуждаемых в этом сообщении в блоге. Также закон о свободе передвижения ЕС по-прежнему будет применяться к гражданам Великобритании, которые являются членами семьи граждан ЕС, которые переезжают в другое государство-член.

В-третьих, следующий анализ основан на законодательстве ЕС, который в настоящее время существует, поскольку он применяется к таким странам, как Великобритания после Brexit. То есть относительно богатые страны, не входящие в ЕС, которые не имеют свободного передвижения с ЕС. Я укажу, где закон в настоящее время пересматривается. Вполне возможно, что некоторые специальные заявления после Brexit по некоторым или всем аспектам иммиграции, не достигшие свободного передвижения, могут быть согласованы между ЕС и Великобританией после Brexit. Хотя эта перспектива не может быть обсуждена подробно, поскольку правительство Великобритании не указало, желает ли она даже такого соглашения, и поэтому нет никаких указаний относительно того, каким может быть содержание (или если ЕС согласен с ним). Я обсужу эту перспективу, как обычно, в заключительном разделе.

Наконец, хотя некоторые могут попытаться утверждать, что любая новая трудность для граждан Великобритании, перемещающихся или отправляющихся в ЕС после Brexit, будет представлять собой какую-то форму «наказания» ЕС, это было бы крайне нечестным. Правительство Великобритании стремится, как и большинство поддерживающих избирателей, стать страной, не входящей в ЕС, без свободного передвижения после Brexit. Закон о свободном передвижении обязательно означает, что гражданам ЕС не только легче посещать и оставаться в Великобритании, но и наоборот. Ключ к словам «свободное передвижение». Не должно быть слишком много надежд на то, что люди будут честно принимать ответственность за последствия результатов, которые они отстаивают.

Визы и пограничный контроль

«Визы» - проблема как для долгосрочной иммиграции, так и для краткосрочных поездок. Здесь я расскажу о краткосрочных поездках, которые (как и пограничный контроль) были полностью согласованы ЕС в рамках Шенгенского процесса. Хотя иногда утверждается, что граждане Великобритании будут сталкиваться с краткосрочными визами для посещения ЕС после Brexit, действующий закон ЕС (правило списка виз) предполагает, что они не будут. Это потому, что политика ЕС не применять визовые требования к довольно богатым странам, не входящим в ЕС, или к большинству соседних стран ЕС при условии, что соответствующие страны ответят взаимностью, не навязывая визовые требования гражданам ЕС.

Тем не менее ЕС планирует создать электронную систему авторизации авансовых поездок (ETIAS). Я ранее обсуждал эту идею здесь; в то же время законодательство о создании ETIAS было предложено Комиссией, согласованной Советом и в настоящее время находится на стадии переговоров с Европейским парламентом (ЕП). Текст, согласованный Советом (и самым последним текстом для обсуждения ЕП / Совета), будет применять ETIAS для всех стран, не входящих в ЕС, без свободного передвижения, поэтому включая Великобританию. Некоторые из Великобритании хотели бы создать параллельную систему после Brexit, которая будет применяться к гражданам ЕС взамен. (Примечание: Я предполагаю, что в течение любого переходного периода в соглашении о выходе Великобритания будет временно определена как страна, не входящая в ЕС, которая действительно применяет свободное передвижение. Здесь основное внимание уделяется тому, что происходит после этого).

Как насчет очередей на пограничном контроле? В настоящее время Шенгенский кодекс границ устанавливает ускоренный путь исключительно для лиц с гражданством ЕС или гражданства государства с договором свободного передвижения (см. Статьи 8 и 10). Таким образом, граждане Великобритании больше не будут быстро проходить эти границы после окончания правил свободного передвижения, если Великобритания и ЕС не договорятся о беспрецедентной специальной договоренности. Те, кто с уверенностью утверждают, что ничего не изменится в отношении более длинных пограничных очередей, поэтому искажают правовое положение. Сравнение со Швейцарией тем же парламентом еще более странно, учитывая, что Швейцария подписала соглашение не только о свободном передвижение, но и шенгенскую систему.

Граждане Великобритании также будут подчиняться планируемой системе въезда-выезда ЕС на основе недавно принятого законодательства, как только эта система будет создана. Опять же, эта система, которая будет регистрировать всех тех, кто въезжает и покидает ЕС, будет применяться ко всем странам, не входящим в ЕС, без соглашения о свободном передвижении. Аналогичным образом, граждане Великобритании, у которых есть записи об уголовных преступлениях или нарушениях иммиграционного законодательства, будут подлежат запрету на въезд для всего ЕС, введенного в действие посредством Шенгенской информационной системы (которая пересматривается) по тем же причинам. (В настоящее время Великобритания участвует в других аспектах этой Системы в отношении обмена уголовным правом и информацией о полицейской деятельности, но пока неясно, останется ли это после Brexit).

Долгосрочная миграция

Конечно, по-прежнему некоторые граждане Великобритании будут перемещаться в страны ЕС на долгосрочной основе после Brexit. Дело в том, что они (как и граждане ЕС, движущиеся в другом направлении) больше не будут иметь на это права на самых либеральных условиях, изложенных в законе о свободе передвижения, но вместо этого будут двигаться на основе более ограничительных правил, изложенных в национальном законодательстве. Что касается ЕС, то эти национальные законы частично согласованы законодательством ЕС. (Выход на пенсию граждан Великобритании в ЕС будет полностью подчиняться национальным законам государств-членов).

Прежде всего, что касается переезда по работе, существует законодательство ЕС о высококвалифицированных мигрантах, не входящих в ЕС (Директива «Голубая карта», в настоящее время пересматриваемая). Директива о едином разрешении, в которой изложены общие правила для равного обращения с мигрантами, не входящими в ЕС, которым разрешено работать; Директива о сезонных рабочих и Директива о внутрикорпоративных переездах. В какой-то мере это законодательство устанавливает только минимальные стандарты или позволяет государствам-членам создавать параллельные национальные режимы.

Что касается студентов и исследователей, то пересмотренный закон ЕС будет применяться с 2018 года (как и до Brexit). Студенты из Великобритании потеряют право на равное обращение в отношении платы за обучение и приема в университеты ЕС, которыми в настоящее время они пользуются в качестве граждан ЕС. Однако, согласно прецедентному праву Европейского Суда, студенты, не являющиеся членами ЕС, должны быть допущены, если соблюдаются (более строгие) стандарты в действующей редакции законодательства ЕС для студентов, не являющихся членами ЕС. (Нет оснований думать, что прецедентное право не будет применяться к более новой версии закона).

Семейное воссоединение для граждан Великобритании, которые переезжают в ЕС, также будет сложнее после Brexit, независимо от того, являются ли их семья гражданами Великобритании или гражданами других стран, не входящих в ЕС, на основе стандартов в Директиве о воссоединении семьи ЕС. Хотя государства-члены могут устанавливать более высокие стандарты, чем Директива, они часто этого не делают.

Наконец, как насчет убежища? Граждане ЕС почти не имеют права ходатайствовать о предоставлении убежища в других государствах-членах, но граждане Великобритании больше не будут гражданами ЕС после Brexit. Как и Конвенция ООН о беженцах, законодательство ЕС о беженцах (которое в настоящее время пересматривается) определяет беженца как человека, который находится за пределами своей страны происхождения из-за подлинного страха преследования по признаку расы, религии, национальности, политических убеждений или конкретной социальной группы. Преследование определяется как посягательство на какую-либо форму насилия или другие серьезные ограничения прав человека. Согласно ситуации, несмотря на неприятные заголовки из самых токсичных газет Великобритании, те, кто призывает к убийству сторонников - это крошечная крайность, и нет никаких признаков того, что правительство Великобритании не может или не хочет реагировать на любое дальнейшее насилие, которое они могут совершить. Также нет никаких попыток заблокировать или запретить свободу слова сторонников Remain. Будем надеяться, что это всегда остается.

Нелегальная миграция

Наконец, следует отметить, что граждане Великобритании, которые нарушают иммиграционное законодательство ЕС и / или его государств-членов, что, очевидно, будет более вероятным после Brexit по мере применения менее либеральных правил, будут подпадать под действие Директивы ЕС о возвращении, которая регулирует многие аспекты процесса депортации граждан, не являющихся гражданами ЕС, которые не являются легальными резидентами. Эта Директива была предметом относительно либерального толкования Европейским Судом, но, тем не менее, она является более ограничительной, чем правила высылки или задержания, изложенные в законе о свободе передвижения в ЕС.

Специальная сделка?

Могут ли ЕС и Великобритания подписывать специальную сделку по иммиграции после Brexit? (Я оставляю в стороне вероятный переходный период в соглашении о выходе). Что касается виз и границ, это, скорее всего, будет соглашением со всем ЕС, поскольку степень гармонизации в этой области означает, что Европейский суд, скорее всего, вынесет решение, что ЕС обладает исключительной компетенцией. На практике ЕС был готов подписывать договоры со странами, не входящими в ЕС, по связям с пограничным агентством Frontex, а также по соглашениям о выдаче виз и возвращении. Будет ли ЕС готов пойти дальше и (например) согласиться на взаимное неприменение электронных правил разрешения поездок с каждой стороны?

Что касается законной миграции, то ЕС меньше согласовал законодательство, и Договоры резервируют национальную компетенцию в отношении числа граждан, не являющихся гражданами ЕС, допущенных к работе. Более того, законодательство ЕС в этой области обычно прямо заявляет, что государства-члены могут заключать двусторонние договоры со странами, не входящими в ЕС. Таким образом, любое соглашение будет либо «смешанным» (требующим ратификации ЕС и его государствами-членами), либо чисто двусторонним между Великобританией и отдельными государствами-членами. В некоторых случаях ЕС был готов подписать соглашение об ассоциации со странами, не входящими в ЕС, которые содержат ограниченные правила иммиграции.

В более широком смысле вопрос о том, должен ли Великобритания и ЕС подписывать специальную иммиграционную сделку после того, как Brexit может стать частью более широких переговоров, некоторые из Великобритании готовы предлагать торговлю ограниченным льготным доступом на рынке труда в обмен на более широкий доступ к рынку услуг ЕС. Другие, возможно, не хотят принципиально предлагать какие-либо обязательства в отношении иммиграции. Один из факторов, который не следует упускать из виду, заключается в том, что такая сделка будет взаимной, - в равной степени сохраняя возможность облегчения иммиграции для граждан Великобритании в ЕС, а не только наоборот.

 

Следите за нами в Твиттер

Другие новости Великобритании