«Инвестиционная миграция в ЕС под угрозой»: вопросы и ответы о процедурах нарушения авторских прав

В эксклюзивном интервью руководитель IMC Бруно Л'экуйер объясняет, как работают процедуры нарушения прав, насколько они распространены и что они будут значить для Мальты и Кипра.
«Инвестиционная миграция в ЕС под угрозой»: вопросы и ответы о процедурах нарушения авторских прав
Изображение: travel-dom.ru

Многие задаются вопросом о точном характере так называемых процедур нарушения прав. Что они собой представляют на самом деле и какова их цель?

L'ecuyer: Европейский Союз (ЕС) основан на договорах и законодательстве, одобренных 27-ю государствами-членами. В свою очередь, они должны соблюдать общепринятые правила. В случае нарушения законодательства ЕС процедура нарушения — это процедура, с помощью которой Европейский суд (ECJ) может преследовать нарушившее государство-член. Европейский Суд, любое государство-член (против другого государства-члена) или Европейская комиссия могут инициировать такое разбирательство. На практике Европейская комиссия несет ответственность за большинство судебных разбирательств по нарушениям. Европейская комиссия, как хранитель договоров и исполнительная ветвь европейского законодательства, обязана отслеживать и расследовать, как и соблюдают ли государства-члены правила ЕС. Комиссия может начать процедуру на основании своего расследования или жалоб и петиций от общественности (включая торговые организации и предприятия), пишет IMI.

Есть четыре типа нарушений:

  1. Отсутствие уведомления: государство-член своевременно не уведомляет Комиссию о переносе законодательства ЕС в национальное законодательство;
  2. Несоблюдение: законодательство государства-члена не соответствует Директиве ЕС.
  3. Нарушение: законодательство государства-члена не соответствует требованиям договоров, постановлений или решений ЕС.
  4. Неправильная заявка: государство-член неправильно (или не применяет вообще) закон ЕС. 

Важно отметить, что процедура делится на два этапа: досудебное разбирательство и судебное разбирательство. Предварительная стадия судебного разбирательства открывает официальный канал связи между Комиссией и национальным правительством. Цель — прийти к консенсусу и найти своевременное решение. Таким образом, Комиссия направляет государству-члену письмо с официальным уведомлением с указанием крайнего срока для ответа (обычно два месяца). Если ответ не является удовлетворительным, Комиссия отправляет мотивированное заключение, требующее от государства-члена выполнения в установленные сроки. 

В случае если государство-член не соблюдает требования по истечении крайнего срока, начинается судебный процесс. Комиссия подает петицию против государства-члена в Европейский Суд, который затем представит свое юридическое заключение.

Как в прошлом использовались процедуры защиты от правонарушений и с какой целью?

L'Ecuyer: Процедуры нарушения норм распространены в ЕС. С 2015-го года Европейская комиссия инициировала в среднем 777 новых разбирательств в год.

Не существует области политики или государства-члена, защищенного от процедур нарушения. В областях, где ЕС обладает исключительной компетенцией, таких как охрана окружающей среды или единый рынок, Комиссия имеет тенденцию инициировать больше судебных разбирательств по нарушениям.

Если посмотреть на распределение дел по странам-членам, размер государства-члена не имеет значения. Тем не менее, похоже, что в странах Северной Европы, как правило, меньше судебных процессов о нарушениях.

Процедуры, связанные с нарушением прав, работают, чтобы заставить национальные правительства соблюдать законы ЕС. В 2019-ом году из 797-ми новых дел о нарушениях 60% были урегулированы в течение двух месяцев (481). По 316-ти делам было вынесено мотивированное мнение, и только 31-о дело было рассмотрено в Европейском Суде (5%).

В какой степени результат таких процедур является обязательным?

L'ecuyer: Процедуры нарушения юридически обязательны и основываются на Договоре о функционировании ЕС (статья 258 TFEU). Таким образом, каждая страна ЕС присоединилась к этой статье и согласилась с превосходством Европейского суда над национальными судами, чтобы стать государством-членом ЕС.

Если на этапе судебного разбирательства государство-член не выполняет постановление Суда, Комиссия может подать дело в Суд во второй раз. В этом случае Комиссия может также предложить Суду наложить финансовый штраф на государство-член. Суд может согласиться с Комиссией. В 2010-ом году Комиссия опубликовала сообщение о методологии расчета штрафных санкций.

В подавляющем большинстве случаев Суд выносит решение в пользу Комиссии. Например, в 2019-ом году Европейский суд вынес двадцать пять постановлений, из которых только два вынесены в пользу государства-члена.

Тем не менее, дела о нарушении — это очень сложное судебное разбирательство. Таким образом, Суд рассматривает некоторые разбирательства в течение многих лет (например, в конце 2019-го года оставалось 1564 открытых дела). Публичный реестр всех активных дел о нарушениях доступен на портале Europa .

Что будет дальше в случае Мальты и Кипра?

L'ecuyer: 20 октября Европейская комиссия направила письмо с официальным уведомлением правительствам Мальты и Кипра. Таким образом, была начата досудебная фаза процедуры нарушения. Комиссия утверждает, что их программы выдачи гражданства за инвестиции (CBI) несовместимы с договорами Европейского Союза.

Обе страны-члены должны будут ответить Комиссии до 20-го декабря (два месяца). На основе их ответов Комиссия примет решение о том, следует ли давать мотивированное заключение, то есть четкое описание действий, которые необходимо предпринять национальным правительствам. 

Мальта и Кипр объявили, что они постепенно свернут или закроют программы выдачи инвестиционного гражданства. Мальта уже планировала прекращение Программы индивидуальных инвесторов (IIP), поскольку она достигла лимита в 1800 бенефициаров. Кипр объявил о своем решении прекратить прием новых заявлений до тех пор, пока он не рассмотрит недавние нарушения. Хотя оба правительства суверенно примут решение о наилучшем пути продвижения вперед, закрытие программ выдачи гражданства через инвестиции в их нынешней форме может положить конец судебным разбирательствам по делу о нарушении. 

Какую роль, если таковая будет, будет играть IMC в этом процессе?

L'ecuyer: Судебное разбирательство по делу о нарушении является исключительным юридическим вопросом между Комиссией и правительством страны. Они касаются нарушений в национальном законодательстве или управлении. Профессионалов, которых представляет IMC, это дело не волнует.

Между тем, инициирование процедуры нарушения прав Мальтой и Кипром в отношении их программ "Гражданство за инвестиции" является явным признаком того, что инвестиционная миграция находится под угрозой в Европейском Союзе.

До сих пор Комиссия смотрела на инвестиционную миграцию только через призму угрозы верховенству закона. Между тем, инвестиционная миграция остается жизненно важным рычагом для суверенных стран, позволяющим мобилизовать свободный от долгов капитал, привлекать талантливых людей и приносить пользу обществу в целом. Департаменты Комиссии, отвечающие за финансовую стабильность и макроэкономическое равновесие, еще не рассмотрели вклад инвестиционной миграции.

Чтобы сохранить преимущества инвестиционной миграции, национальные правительства и заинтересованные стороны отрасли должны продолжать координировать свои действия и говорить "на одном языке". IMC работает в Брюсселе около двух лет и мог бы сыграть центральную роль в руководстве такими скоординированными усилиями. 

 


Следите за нами в Твиттер

Другие новости Мальты